Использование стандартов ROPS и FOPS при конструировании спецтехники

30 декабря 2020
Зарубежные производители строительной и коммунальной спецтехники заботятся о безопасности работы оператора введением международных стандартов на конструкцию и усиливающие элементы операторской кабины. В сегменте малой коммунальной техники (мини-погрузчиков) пионером увеличения безопасности спецтехники стал американский концерн Bobcat, установивший кабины с усиленным каркасом, крышей, защитой стекол на модели мини-погрузчиков A770, S300H. По международным стандартам, с защитой ROPS и FOPS, строится и курганский мини-погрузчик «Термит 1000». Рассмотрим подробнее необходимость и содержание международных стандартов безопасности.

Необходимость защиты оператора

При работе на стройке, коммунальной уборке автотрасс и территорий для оператора существуют объективные и субъективные опасности. Объективные опасности не зависят оператора – при работе на стройке на кабину могут падать стройматериалы (кирпич, пеноблоки), незакрепленные предметы, инструмент, оборудование. К объективным опасностям относятся и аварийные ситуации с коммунальной техникой, работающей на зимней уборке дорог. В погрузчик врезаются автомобили, потерявшие управление на гололеде, самосвалы, подъезжающие для погрузки.
Безопасность спецтехники зависит и от действий оператора. При неумелой работе ковшом, превышении угла заезда погрузчик опрокидывается на бок. При неправильной работе на косогоре колесный экскаватор или погрузчик с экскаваторной стрелой опрокидывается на спину, сминая кабину. Травмы оператора отмечены и при опрокидывании неисправного, перегруженного ковша с грузом на кабину. Аварийные ситуации возникают при работе погрузчика с навесным оборудованием – траншеекопателями, снежными отвалами, роторными снегометателями. При зимней расчистке снега бульдозер или погрузчик со снежным отвалом, роторным снегометателем опрокидывается в незамеченный кювет, машина переворачивается на обледеневшем косогоре.

Что такое стандарты ROPS, FOPS

Международная система ROPS, FOPS предписывает стандарты конструирования и изготовления операторских кабин спецтехники. Расшифровка английской аббревиатуры ROPS на русский переводится как «защитная конструкция при опрокидывании». Основными элементами системы ROPS стали усиленные каркасы, рамы с подрамниками, монтажные раструбы, болты, пальцы, упругие амортизаторы, защитные решетки на стекла.
Несмотря на сложное название «защитная конструкция от падающих предметов» (так расшифровывается FOPS), на практике кабина водителя строится с прочной, усиленной крышей. Навес, защищающий водителя, изготавливается из стального листа.
foto 1 Kabina ROPS.jpg

Для тяжелых погрузчиков, тракторов, экскаваторов усиленный каркас изготавливается из массивного уголка, швеллера. У более легких мини-погрузчиков для изготовления каркаса используется профилированная труба.

Следовательно, по международным стандартам кабина ROPS, FOPS изготавливается с усиленным навесом и каркасом, устанавливается на специальную раму, обеспечивается прочными креплениями, дополняется круговыми защитными решетками.


foto 2.jpg

Виды спецтехники с кабинами международных стандартов

На практике в аварийные ситуации описанных типов чаще всего попадает строительная и коммунальная техника. Поэтому система ROPS, FOPS предназначена и сертифицируется для таких категорий спецтехники:

  • гусеничных и колесных тракторов;

  • фронтальных погрузчиков и мини-погрузчиков, работающих с навесным оборудованием;

  • колесных экскаваторов;

  • тягачей самоходных скреперов;

  • строительных бульдозеров;

  • дорожных катков;

  • автогрейдеров.

В ранних конструкциях этих машин операторы работали с открытого сиденья или под тентом с тонкими стойками. Поэтому при любой аварии водитель получал травмы.

Пассивная безопасность

Чтобы водитель не травмировался при столкновении с другим транспортным средством, при опрокидывании, в кабине предусмотрены устройства пассивной безопасности, к которым относятся:

  • ремни безопасности;

  • поперечные брусья в дверях, боковых панелях;

  • безосколочные стекла;

  • энергопоглощающие элементы рамы;

  • травмобезопасные педали (отсоединяются при ударе);

  • складывающаяся рулевая колонка.

К средствам увеличения пассивной безопасности относится и установка двух независимых джойстиков управления. В отличие от травмоопасной рулевой колонки, при лобовом или заднем ударе, перевороте машины джойстики не повреждают грудную клетку, живот водителя.

Безопасность оператора мини-погрузчика «Термит 1000»

Новая модель завода «Кургандормаш», мини-погрузчик «Термит 1000», сконструирована по международным стандартам.

Foto 3.jpg

Для увеличения безопасности спецтехники заводские конструкторы предусмотрели заднее расположение двигателя и крепления стрелы подъемника. Эти тяжелые элементы конструкции создают противовес опрокидывающему моменту машины. Активную безопасность и маневренность новой модели увеличивают системы бортового поворота, горизонтирования ковша.

Усиленный каркас и крыша «Термита» рассчитаны под полный вес опрокинутой машины. Для каркаса используется профилированная труба и уголок из конструкционной стали. Под увеличенные нагрузки подобраны спецстали и профили подрамника. Кабина установлена на раму с помощью шарнирного соединения. Стекла защищены металлическими сетчатыми решетками.

Для обеспечения пассивной безопасности водителя в кабине мини-погрузчика «Термит 1000» устанавливаются раздельные джойстики хода и органов управления, двухточечные ремни безопасности. Подрессоренное водительское кресло, регулируется по расположению и наклону спинки, оснащается датчиком присутствия водителя. Кроме этого, кабина оборудована стеклами из травмобезопасного триплекса, передней дверью. Ночной обзор рабочей площадки обеспечивают две пары передних и задних галогеновых фар.

Все степени защиты кабины оператора ROPS и FOPS сертифицированы по российским ГОСТам, соответствуют международным стандартам.




Другие новости