Правильный выбор топлива для зимней эксплуатации спецтехники

28 октября 2020
Правильный выбор топлива для зимней эксплуатации спецтехники
Большинство моделей Курганского завода дорожных машин оснащается дизельными двигателями российского и немецкого производства. Завод выпускает спецтехнику, сконструированную для зимнего применения (снегопогрузчики «Ирбис») и универсальные машины, которые используются зимой и летом – мини-погрузчики «Термит 1000», комбинированные дорожные машины «МД-532», «МД-651», «МД-43253».

Главным механикам специализированных коммунальных автопарков хорошо известно, какие марки дизельного топлива лучше подходят для зимней эксплуатации. Неопытный водитель погрузчика или комбинированной дорожной машины в холодную погоду может заправить дизельную технику летним горючим, что приведет к остановке, засорению, сложному ремонту дизеля.

Отличия летнего и зимнего дизтоплива

foto2.jpg

В отличие от высокооктанового бензина, летнее дизельное топливо зимой замерзает при минусовых температурах около –5°С. Это свойство вызвано кристаллизацией парафинов, которые содержатся в среднедистиллятных фракциях нефтепродуктов, полученных прямой перегонкой нефти. При понижении температуры атмосферного воздуха кристаллы охлажденного парафина слипаются в увеличенные гранулы. Киселеобразный гель теряет текучесть, забивает фильтры, клапаны, насосы низкого и высокого давления, форсунки.

Чтобы улучшить текучесть, морозостойкость летнего ДТ, на нефтеперерабатывающих заводах (а часто – и на автозаправочных станциях) в стандартный нефтепродукт добавляют антигелевые присадки. В состав депрессорных присадок могут входить сополимеры этилена, полиметакрилаты, полиолефины. Присадки снижают температуру помутнения и фильтруемости ДТ, мешают кристаллам парафина соединяться в гелевые гранулы. Импортные депрессорные присадки индексируются надписями «Winter Diesel», «Diesel Depresser», «Diesel Anti-Gel».

Для производства арктического ДТ (сорта «К5») применяются технологии деструктивной гидроочистки или каталитической гидродепарафинизации. Эти методики отсекают «хвостовые» фракции нефтепродукта, увеличивают цетановое число, отделяют и удаляют боковые парафиновые цепи. Применение современных методик на российских нефтеперерабатывающих заводах зависит от качества исходного нефтяного сырья (содержания крупных ароматических углеводородов, сернистых соединений).

Технические параметры, маркировки дизельного топлива

Технические параметры, сорта, маркировки зимних дизельных топлив регламентируются межрегиональным ГОСТом 305-82. По требованиям госстандарта, действующего на территориях России, Казахстана, Белоруссии, основными характеристиками зимнего горючего становятся:

1.    Воспламеняемость. Температура вспышки зависит от цетанового числа, для дизельного топлива, используемого зимой, не может быть ниже +40°С.

2.    Вязкость. Показатели вязкости и плотности влияют на температуры фильтруемости, помутнения, застывания горючего.

3.    Содержание воды. Если на автозаправке в зимнее горючее добавлена вода, она отслоится и образует замерзшую ледяную пробку в топливопроводах  даже при малых минусовых температурах.

4.    Содержание серы. Нормируется по европейским экологическим стандартам. От количества сернистых соединений (меркаптанов, сульфидов, тиофенов, дисульфидов) зависит экологический класс горючего по классификации EN 590. В маркировках зимнего, арктического дизельного топлива обозначается индексами «К4», «К5». Это означает, что в килограмме горючего содержится не более 50, 10 мг сернистых соединений.

Но торговые организации используют при продаже зимнего дизельного топлива и европейские маркировки, такие как сорт F вид III (соответствует российскому сорту ДТ-З-К5).

Для дизельных двигателей «КамАЗ»740.60-360, 740.65-240 (устанавливаются на комбинированные дорожные машины), немецких дизелей Hatz мини-погрузчиков производитель «Кургандормаш» запрещает использование летнего дизтоплива марки ДТЛ зимой. Турбированные дизели «КамАЗ» комплектуются топливной аппаратурой производства «БОШ» или «ЯЗДА», которая крайне чувствительна к засорению плунжеров, клапанов, регуляторов.

Нарушение этого правила может вызвать:

·         засорение кристаллами парафина фильтров грубой и тонкой очистки (устанавливаются в топливном баке, перед входом в топливную рампу);

·         поломки помпы низкого давления;

·         застывание геля в низконапорных топливопроводах;

·         засорение клапанов дозирования, регуляторов давления, гидроаккумулятора топливной рампы, насос-форсунок.

·         сложный ремонт ТНВД.

Простейшим способом определить заправку дизтопливом летнего типа зимой станет осмотр топливного фильтра.

foto 3.jpg

Застывший гель на фильтре станет явным свидетельством забитых топливопроводов, механизмов подачи и впрыска горючего.

Правильный выбор горючего, практические меры улучшения запуска

На практике переход автопарка спецтехники на зимнее дизельное топливо зависит не от календаря, а от климатических условий региона. Переходить на зимнее ДТ нужно сразу после появления на градуснике минусовых температур. Даже при маленьком морозе (в –3°С) к показаниям атмосферного термометра нужно добавлять от 3 до 7 градусов. При движении автомобиля эти градусы возникают от встречного потока воздуха, Понижение температуры зависит и от влажности.  

Крупные автопарки для определения плотности, температуры застывания зимнего дизельного топлива используют собственные экспресс-лаборатории.

foto 4.jpg

У небольших коммунальных автопарков зачастую такой возможности нет. Для них оптимальна заготовка (оптовая покупка) зимнего сорта у проверенного поставщика, при которой качество подтверждается паспортом товарной партии. Таким паспортом нефтеперегонные заводы сопровождают все оптовые партии горючего.

Самостоятельно улучшать морозостойкость ДТ с помощью антигелей нужно с осторожностью. Присадки разных типов не смешиваются, велика вероятность образования пенных эмульсий, нарушающих работу дизеля. Учитывая, что в стандартные сорта присадки уже были добавлены (на НПЗ или автозаправочной станции), смешиваемость лучше проверить на малом количестве ДТ в открытой емкости или пластиковой бутылке. Добавлять антигель нужно в теплое горючее, на морозе эта процедура бесполезна.

Если водитель – оператор снегопогрузчика, дорожного автомобиля для зимней посыпки дорог хочет определить, какого качества дизельное топливо продается на автозаправке, ему нужно капнуть небольшое количество горючего на отполированный металл (например, на лезвие ножа). Замершая капля с белым налетом станет явным свидетельством низкого качества горючего, не соответствующего заявленному сорту.

В безвыходных ситуациях летнее дизтопливо зимой разбавляют керосином. Добавка керосина снижает цетановое число, приводит к позднему воспламенению горючего. Увеличиваются нагрузки кривошипно-шатунного механизма, увеличивается токсичность выхлопа.

Другие новости